Прокуратура Польши предъявила обвинения двум диспетчерам аэродрома в Смоленске

На месте катастрофы под Смоленском, 11 апреля 2010 года . AP Photo/ Sergey Ponomarev
На месте катастрофы под Смоленском, 11 апреля 2010 года

При этом непосредственной причиной катастрофы, в которой погиб президент Качиньский, в ведомстве назвали ошибки в действиях экипажа

ВАРШАВА, 27 марта. /Корр. ТАСС Ирина Полина/. Польская прокуратура, расследующая авиакатастрофу 10 апреля 2010 года под Смоленском, в которой погиб президент республики Лех Качиньский, обвинила двух российских авиадиспетчеров в причастности к трагедии.

Об этом сообщил представитель Главной военной прокуратуры страны.

"Экспертами были оценены также действия диспетчеров", - отметил в ходе пресс-конференции прокурор Иренеуш Шелонг. По его словам, 24 марта "было выдано постановление о предъявлении обвинений в совершении преступления двум гражданам РФ - членам группы управления полетами".

"Один из них обвиняется в создании ситуации непосредственной опасности в воздухе. Другой обвиняется в неумышленном доведении до катастрофы в воздушном пространстве", - указал Шелонг. Он добавил, что уже запущена процедура предъявления обвинения россиянам и создания возможности их допроса в качестве подозреваемых. Было также отмечено, что прокуратура не будет информировать о деталях этого процесса.

Главная причина катастрофы

Несмотря на обвинения в адрес диспетчеров, Главная военная прокуратора Польши непосредственной причиной катастрофы называет ошибки в действиях экипажа. 

"Первой причиной катастрофы эксперты назвали неверные действия экипажа по снижению самолета ниже минимальной высоты для приземления и отсутствие команды ухода на второй круг", - сказал прокурор Иренеуш Шелонг.

"Это были неадекватные погодным условиям действия", - указал он. "Руководитель экипажа не имел права ввиду отсутствия визуального контакта с землей снижаться ниже 120 метров", - добавил прокурор.

Кроме того, по данным следствия, для перевозки пассажиров категории "особо важные персоны" был неверно подобран экипаж . Всем необходимым требованиям отвечал только бортинженер, а командир воздушного судна не имел права садиться за штурвал Ту-154М.

Польша опубликовала переговоры российских диспетчеров

21 января Главная военная прокуратура Польши опубликовала на своем официальном сайте стенограммы записей переговоров диспетчеров с контрольной вышки смоленского аэродрома, вблизи которого разбился президентский авиалайнер Ту-154М.

Прокуратура решила опубликовать эти данные в связи с большим интересом общественности, а также, чтобы ответить на вопрос, давали ли российские диспетчеры самолету президента Польши разрешение на снижение до высоты 50 метров. Ранее об этом заявил один из членов экипажа Як-40.

"Такой факт не имел место - свидетельствуют стенограммы и эксперты", - заявил на пресс-конференции представитель прокуратуры, процитировав слова диспетчера: "Польский 101, от 100 метров будь готов уйти на второй круг".

Срок завершения расследования перенесен на полгода

Также Главная военная прокуратура Польши перенесла еще на полгода - с 10 апреля до 10 октября - срок завершения расследования авиакатастрофы.

"Главной военной прокуратурой 24 марта было принято решение о продлении следствия на очередной срок - до 10 октября 2015 года", - указал прокурор. Сроки завершения расследования переносятся прокуратурой регулярно - каждые полгода.

В результате авиакатастрофы польского президентского самолета Ту-154М под Смоленском 10 апреля 2010 года погибли все 96 пассажиров, находившиеся на борту, в том числе президент республики Лех Качиньский.

Авиакатастрофа под Смоленском

10 апреля 2010 года в результате авиакатастрофы польского президентского самолета Ту-154М под Смоленском погибли все 96 пассажиров, находившиеся на борту, в том числе президент республики Лех Качиньский. Польская правительственная комиссия пришла к выводу, что "причиной происшествия было снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг".

Расследование обстоятельств трагедии продолжается как в Польше, так и в России. Российская сторона неоднократно заявляла, что отдаст являющиеся вещественным доказательством обломки после завершения следствия. Польским прокурорам и экспертам предоставляется доступ к самолету на основе запросов о правовой помощи.

На минувшей неделе прокуратура в Польше продлила сроки завершения расследования причин авиакатастрофы под Смоленском до 10 октября текущего года.